Зачем готовить ребенка к школе. Психолог Селиванова Елена, Пенза

      Поступление ребенка в школу — это смена окружения, смена образа жизни. Если ребенок не получил необходимые базовые знания для обучения, не имеет навыки общения со взрослыми и сверстниками в той или иной ситуации, то знакомство со школой может стать для него стрессом.

      Каждый ребенок индивидуален. Кто-то уже начинает читать с 3-х лет, а кто-то в 4 года только начинает говорить короткими предложениями. Кому-то достаточно занятий по подготовке к школе, которые проводятся в детском саду, а кому-то эти знания даются с трудом. Ребенок может быть невнимательным, неусидчивым или медлительным — тогда будет полезен индивидуальный подход в обучении. Кто-то слишком застенчив, кто-то на всех реагирует агрессивно, поэтому потребуется обучение навыкам успешного общения. Кто-то болел и пропустил часть занятий в детском саду, а значит, нужны занятия по ликвидации пробелов в знаниях.

     В любом случае, при поступлении в 1 класс для успешного обучения в школе ребенку необходимы следующие знания и умения:

  • Чтение (отличать буквы и звуки, гласные от согласных, делить слово на слоги, читать по слогам и при этом понимать прочитанное);
  • Письмо и моторика (правильно держать ручку и карандаш в руке, проводить прямые, волнистые линии, рисовать узоры и предметы по клеточкам, штриховать, раскрашивать, писать палочки, крючки в тетради в узкую (косую) полоску);
  • Математика (считать в прямом и обратном порядке, уменьшать и увеличивать «на один», на «два», решать элементарные задачи на сложение и вычитание, ориентироваться на листе бумаги в клетку, знать простые геометрические фигуры);
  • Память (запоминать и восстанавливать по памяти расположение предметов и символов, пересказывать текст, с одного раза запоминать предложение из 5-6 слов и повторять его);
  • Внимание (находить до 12 различий на двух похожих картинках, переключаться с одного задания на другое);
  • Мышление (определять лишний предмет, находить сходства и различия, решать логические задачи, складывать фигуры из частей);
  • Речь (иметь правильные артикуляцию и произношение, уметь отвечать на вопросы и задавать их, строить рассказ по картинке, составлять предложения, заучивать наизусть стихи, прозу);
  • Кругозор (знать свои имя и фамилию, дату рождения, возраст, как зовут родителей, домашний адрес, названия животных, растений, профессий, времена года, месяцы, дни недели)
  • Способность управлять своим поведением (знать, что можно, что нельзя, уметь спокойно разговаривать, вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, просить помощи у взрослого, выполнять задания взрослого, внимательно, не отвлекаясь выполнять задание в течение 15 минут, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут);
  • Самостоятельность (аккуратно складывать свои вещи, завязывать шнурки, застегивать молнию на одежде, на рюкзаке, иметь способность учиться и заниматься не только в присутствии взрослых).

      Это — знания, необходимые для среднестатистического ребенка, поступающего в школу и именно на него рассчитана школьная программа.

«Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться».

— Венгер Л.А.

    Может возникнуть вопрос: Когда нужно начинать готовить ребенка к школе?

     С рождения!

   Все, что осваивает ребенок с рождения — знания, опыт — так или иначе отражается на его будущей жизни. А обучение в школе — это достаточно длинный и непростой период. Дальнейшие успехи и неудачи будут напрямую зависеть от того, как ребенок к нему подготовился.

Подготовка к школе