Родителей часто интересует, все ли нормально с поведением ребенка. Может показаться, что ребенок слишком активен или, наоборот, пассивен; очень быстро отвлекается или никак не может переключиться с одного занятия на другое.
Все дети с рождения отличаются друг от друга темпераментом. А именно на нем основывается поведение. Темперамент — это совокупность устойчивых динамических психических процессов человека: темпа, ритма, интенсивности. Темперамент определяет скорость психических процессов (подвижный или инертный), устойчивость эмоциональной сферы (уравновешенный или неуравновешенный), степень волевого усилия.
Давайте познакомимся с основными проявлениями типов темперамента у детей.

- Сангвиник — подвижный, уравновешенный, с сильной нервной системой. Ребенок легко переключается с одного занятия на другое, неусидчив, часто меняет увлечения. Может быстро расстроиться и также быстро успокоится, миролюбив, легко прощает обиды, щедрый, веселый, ловкий, общительный. Любит подвижные игры. Легко засыпает и легко просыпается.
Необходимо учить ребенка-сангвиника терпению, упорству, умению доводить дела до конца, а также выполнять свои обещания. Внимание можно развить с помощью таких занятий, как чтение книг, собирание конструктора. Важно стремиться к постоянству интересов, вырабатывать у него старательность и аккуратность.

- Холерик — подвижный, неуравновешенный, с сильной нервной системой. Это решительный, бесстрашный ребенок. Любит риск, приключения, стремится к самостоятельности. Импульсивен, плохо контролирует свое поведение, бывает вспыльчив, агрессивен, криклив, может конфликтовать с другими детьми. Спит мало, рано просыпается. Неразборчив в еде, ест на ходу.
Полезно читать и рассказывать ему истории про положительных героев, с которых он будет брать пример, особенно если герой действует осознанно, учитывает последствия своих поступков. Ребенку-холерику будут полезны занятия плаванием, ритмичными танцами, соревновательные игры. Поскольку могут быть вспышки гнева, нужно набраться терпения. Важно не наказывать, а объяснять ребенку последствия его действий. Делать это можно, когда ребенок уже успокоился. Ребенка-холерика нужно учить считаться с желаниями других и не торопиться.

- Флегматик — инертный, уравновешенный, с сильной нервной системой. Ребенок-флегматик — медлительный, спокойный ребенок. Мало двигается, любит поспать, просыпается поздно. Может много есть, в детском саду предпочитает играть своей игрушкой. Разговаривает медленно, с паузами, не любит подвижные игры. Безразличен к окружающим, не умеет сопереживать другим. Плохо принимает самостоятельные решения, но может упорно добиваться своего. Такой ребенок знает много стихов, песен, с удовольствием рассказывает уже выученное. Не любит новшества; все новое изучает медленно, но запоминает надолго, редко ошибается.
Полезны будут творческие занятия — музыка, вышивание, лепка, рисование, а также игры, где требуется быстрота движений, ловкость, игры наперегонки. Можно давать ему поручения, которые научат его самостоятельности и инициативности. В книгах важно эмоциональное сопереживание главному герою, которое позволит ребенку-флегматику полнее выражать свои эмоции.

- Меланхолик — инертный, неуравновешенный, со слабой нервной системой. Это застенчивый, задумчивый ребенок. Если расстроится, то плачет долго. С трудом включается в игры других детей. Пуглив, но с хорошо знакомыми людьми достаточно открыт и доверчив. Разборчив в еде. Рассудителен, любит тепло, боится спорта. Засыпает поздно и встает с трудом. Очень болезненно реагирует на проблемы и грубое обращение.
Главное для ребенка-меланхолика — сохранение позитивного настроя, повышение уверенности в себе и в своих силах. Родителям необходимо поддерживать и одобрять ребенка-меланхолика, воспитывать в нем инициативность, доверчивость и смелость, никогда не запугивать. Подходят занятия лепкой, рисованием, конструктором, несоревновательные игры. Хорошо, если дома будет домашнее животное.
Ситуация: кто-то взял порисовать карандаш у ребенка и сломал его. Как поведет себя в подобной ситуации ребенок в зависимости от типа темперамента?
Сангвиник попросит заточить карандаш у взрослого или возьмет другой карандаш, похожий по цвету. Холерик будет громко кричать, обвинять, может и ударить виновника. Флегматик, возможно, этого и не заметит, хотя, скорее, он и не допустит, чтобы кто-то взял его карандаш. Меланхолик будет очень расстроен, может заплакать, настроение до конца дня будет испорчено.
Наиболее часто встречаются смешанные типы, когда у ребенка проявляются признаки двух-трех темпераментов, которые не так сильно выражены. В любом случае, в каждом типе темперамента есть как положительные, так и отрицательные качества. Не стоит активно переделывать ребенка, ведь темперамент дан ему природой. Знания родителей об особенностях темперамента, например, о непостоянстве сангвиника, необдуманности поступков холерика, медлительности флегматика, нервозности меланхолика, помогут сгладить отрицательные и развить положительные проявления темперамента ребенка.
Другие публикации по этой теме: